ИРАКСКИЕ ТУРКМЕНЫ: МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ
Что им сулит постсаддамовский период, пока неясно И.УМУДЛУ Если проанализировать информационный поток по теме Ирака, невооруженным глазом видно, что по мере приближения "часа Х" межэтническая нервозность в этой стране также подходит к опасной грани срыва. Это ощущается в политическом поведении и высказываниях лидеров всех без исключения оппозиционных группировок, сформированных в основном по этническому признаку. Их волнения и обеспокоенность понятны: если "час Х" все же наступит, а говоря проще, начнется война и Саддам будет отстранен от власти, что ожидает Ирак - гражданская (межэтническая) война и территориальное расчленение или (в лучшем случае) создание федерации мирным путем? Сегодняшняя этническая карта Ирака весьма пестра. На юге страны расположилась этническая общность так называемых "болотных арабов" (проиранские шииты) в количестве более 1 млн. человек и баптисты-сабейцы - около 100 тысяч. В центральной части страны преобладают арабы-сунниты (правящий клан), туркмены-сунниты, туркмены-шииты (последних, впрочем, можно встретить по всей стране). На севере Ирака пестрая этническая смесь - туркмены, курды (сунниты, шииты, езиды), христиане-несторианцы, ассирийцы. Ситуация осложняется тем, что заявления ответственных лиц стран слишком противоречивы. И какой вариант устройства страны предпочтут победители, пока заинтересованным сторонам неясно. Никто не спешит раскрывать "этнические карты". В такой туманной ситуации азербайджанскую общественность, конечно, не может не беспокоить будущая судьба наших этнических собратьев - иракских туркмен. Что их ожидает? СПЕКУЛЯЦИИ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПЛОСКОСТИ Количественное соотношение населяющих Ирак народов не сегодня стало предметом взаимоисключающих утверждений, - у него почти сорокалетняя история. Обратимся к статистике. Согласно последним официальным данным, полученным нами в Посольстве Ирака в Баку, население этой страны к 2000 году составило около 25 миллионов человек. Претендующая на второе место этническая общность - курды - составляет 2 млн. человек. Численность туркмен - около 500 тысяч, количество других не столь значительно. То есть курды составляют 8%, туркмены - 2%, арабы составляют большинство. Но туркменские лидеры категорически не согласны с этими цифрами и, считая себя второй по численности национальностью, называют эти цифры подтасованными. Сопоставление статистических данных 1957 и 1979 годов говорит в пользу их утверждений: если в 1957 году, например, арабы составляли 79%, курды - 16%, туркмены - 5%, то, по официальным данным 1979 года, арабы составляют 80%, курды - 17%, туркмены - 2% (?!). Данные самих туркменских и турецких источников: сегодня в Ираке численность туркмен достигает 3-3,5 миллиона человек. Поэтому туркмены составляют 12-14% от общего количества населения страны, курды (если верить Багдаду) - всего 8 %. Таким образом, туркмены не третий, а второй по численности народ страны. Как нам сообщил представитель Иракско-туркменского фронта Шамседдин Кузечи, 20% туркмен живут севернее 36-й параллели, 80% - южнее ее. Туркменэли - так называют ареал компактного проживания туркмен, который простирается с севера на юго-восток: от турецких и сирийских границ до границы с Ираном, разделяя районы проживания курдов и арабов широкой полосой. Ареал расселения курдов остается на северо-востоке страны. Территория Туркменэли включает в себя города Захо, Эрбил, Дуцок, Мосул, Махмур, Алтункепру, Керкук, Тузхурмату, Диала, Ханекин, Мендели и др. населенные пункты. Кроме того, немало туркмен живет в Багдаде и южных городах Ирака. По утверждениям самих туркмен, более половины жителей столичного Багдада - туркменского происхождения, а три четверти багдадских богачей - этнические туркмены. Туркменские партии и правозащитные организации такой разрыв в численности населения объясняют 45-летней ассимиляционной политикой сменяющих друг друга багдадских режимов. Еще при короле Фейсале и Нури Саиде начали одна за другой закрываться тюркские школы, хотя эти лидеры считались "друзями Турции" (в то время они назывались "тюрками", название "туркмен" появилось позднее). Были предприняты шаги для стирания с лица иракской земли "османских следов", разрабатывались первые проекты по ассимиляции тюркского населения. Власти Ирака всерьез опасались присутствия такой большой массы тюркского населения вблизи границы с Турцией. Как ни горько, все это время Турция туркменами не интересовалась, а Советский Азербайджан, кроме поддержания связей культурного характера, не имел возможности воздействовать на Багдад. Между тем, начиная с 1958 года, то есть свержения короля Фейсала и прихода к власти мятежного генерала Абдулкерима Гасыма, ассимиляционной политике в отношении туркмен было придано ускорение. День празднования 1-й годовщины республики сопровождался варварскими убийствами тысяч мирных керкукцев коммунистическими отрядами курдов, армян, арабов. И опять, к сожалению, тогдашнее турецкое руководство осталось равнодушным к происходящему. С 1968 года по сей день власть в Ираке находится в руках баасовцев. Мало кто помнит, что на национальном съезде социалистической партии "Баас" в 1971 году под громкие аплодисменты было принято решение "об арабизации Керкука до 1980 года". Надо сказать, что саддамовцы с особым рвением выполняли это "историческое" решение съезда: были закрыты последние школы с преподаванием тюркского языка, все имена были сменены, в школах перешли на преподавание на арабском языке, а учителей-туркмен высылали в южные районы страны. Даже туркменским духовным лицам было запрещено вести проповеди на родном языке. Особыми льготами пользовались юноши-арабы, женившиеся на туркменках. Помнится, в те дни в азербайджанской печати мелькали сообщения и опровержения иракской стороны о разрушении Мавзолея Физули для проведения шоссейной дороги. Как известно, туркменское население страны, конечно, сразу же объявило недельный всеобщий бойкот ассимиляционной политике баасовского руководства. Власти ответили на этот бойкот жестокими убийствами "из-за угла". Начиная с 70-х гг., от рук функционеров "эскадронов смерти" погибали в первую очередь активные общественные деятели, видные представители интеллигенции. Ата Хейрулла, д-р Неждет Кочак, полковник в отставке Абдулла Абдуррахман, актер Гусейн Али Демирчи, Мехмет Фатих Саатчы, Яшар Тузлу, Халид Шенгюл - список тюрков, погибших от рук иракских националистов, велик... Здесь так же, как это было в соседнем Иранском Азербайджане и Советской Армении, приступили к перекройке внутренних границ между провинциями, началось массовое переселение арабов в районы, которые традиционно считались местами проживания туркмен. Туркменские названия городов и деревень получали новые, арабские названия. Например, Керкук стал называться "ал-Тамим". Баасовский режим взял путь конституционного непризнания национальной принадлежности туркмен, их культурных и политических прав. Чтобы уйти от ответов перед Анкарой, иракское руководство предприняло даже попытки "привязать" их к Советскому Туркменистану. Дело дошло до того, что во временной Конституции 1973 года и принятой в 1990 году Конституции страны туркмены не упоминались, но была фраза:"Иракский народ состоит из арабов и курдов". А во время переписи населения 1977 и 1987 гг. туркмен записывали как арабов или курдов. Из за опасений перед возрастающим этническим весом туркмен багдадский режим ввел в употребление с этого периода название "Курдистан" в отношении Северного Ирака, где туркмены и курды жили бок о бок, но с количественным превосходством туркмен. Таким образом, с благословения багдадских политиков искусственный термин "Курдистан" перекочевал в западную и советскую печать, а сегодня, как это ни парадоксально, стал бумерангом, угрожающим целостности Ирака. ТУРКМЕНЫ ПРИШЛИ СЮДА НЕ ВЧЕРА Как известно из истории, территория современного Ирака была колыбелью многих древних цивилизаций, которые сменяли друг друга. Что касается туркмен, они имеют здесь, на этой земле собственную 1200-летнюю историю. Присутствие тюрок в Ираке восходит к периоду Аббасидов, когда тюркские воины составляли костяк армии халифата, играя в его политической жизни большую роль. Был даже такой период в истории, когда командование гвардии халифата, состоявшей из тюркской армии, по своему усмотрению решало, кому стать очередным халифом. Город Самарра (недалеко от Багдада) был выстроен специально для семей тюркского военного сословия, где количество мужчин-воинов доходило до 40 тысяч. Еще в 1055 году один из Сельджукидов - султан Тогрул, с огромным войском прибыл в Багдад и заставил халифа прочитать хутбу в его честь, а затем взял его дочь в жены. Эта дата считается началом тюркской гегемонии в Ираке. В течение последующих нескольких веков здесь одна тюркская династия сменяла другую, пока в 1514 году Ирак в качестве провинции не отошел к Османской империи. В 1534 году султан Сулейман Законодатель лично прибыл в Багдад и изгнал оттуда Сефевидов. Правда, в 1734 году Надир шах из азербайджанской династии Афшаридов вернул город Керкук, но через 10 лет эту территорию опять пришлось уступить османам. История тюркского правления в иракских провинциях завершилась в 1918 году, когда англичане захватили Багдад и близлежащий регион. В 1920 году Мосул перешел под английский мандат, а с 1922 года весь Ирак перешел под протекторат Великобритании. Таким образом, в процессе развала Османской империи туркменская общность стала последним из отколовшихся от Анатолии тюркским элементом. ТУРКМЕНЫ НЕ ПРИМИРИЛИСЬ СО СВОЕЙ СУДЬБОЙ После операции "Буря в пустыне" туркмены стали более организованными, чем прежде. С начала 90-х годов туркменская проблема - нарушения прав человека - стала достоянием гласности в мировом сообществе. Ужасающие факты о казни без суда и следствия, убийствах, пытках, похищениях людей, конфискации имущества, преследовании из-за этнической, религиозной принадлежности стали все чаще упоминаться в докладах западных правозащитных организаций. Один немаловажный фактор - сегодня туркменских лидеров трудно обвинить в сепаратизме. Они заявляют, что потребуют административную автономию, если ее получат курды. Если курды на автономию претендовать не будут, то и они не будут настаивать, так как выступают за демократическое обустройство Ирака. Пожалуй, в этом позиция туркменских лидеров близка к взглядам арабской оппозиции. Ситуация настолько драматична, что ни одна из сторон не может публично высказаться в пользу расчленения Ирака, как это было прежде. Суннитские и шиитские лидеры арабских группировок, лидеры туркмен и лидеры курдов на севере за сохранение единого, но демократического Ирака. Правда, лидеры курдов видят будущее Ирака, кроме всего прочего, также и в форме федерации. Но эти заявления курдских лидеров не внушают доверия Анкаре. Последние истеричные заявления курдских лидеров, протестующих против ввода на север Ирака турецких войск, можно объяснить какой-то "особой обеспокоенностью" курдов. Уже не секрет, что между Анкарой и Вашингтоном достигнута договоренность о вводе 60-80 тысяч турецких солдат в Ирак и их продвижения в глубь страны до 250 км. Кроме того, турецкие солдаты не будут подчиняться американскому командованию. Турция не хочет в один прекрасный день оказаться перед фактом создания возле своих южных границ нового образования... Ситуацию осложняет то, что курдские лидеры, особенно Джалал Талабани, претендует на Мосул, Керкук, Эрбил, которые населены в основном этническими туркменами, а те, в свою очередь, категорически против планов курдских кругов. Талабани в недалеком прошлом не раз открыто об этом заявлял, и не раз звучали контрзаявления лидера Туркменского национального фронта Синана Ахмед Ага. Туркменские лидеры сегодня не доверяют курдским лидерам и угрожают обратиться за помощью к Турции. К тому же, сегодня они имеют собственные вооруженные отряды, влиятельные политические партии и движения. Туркменские лидеры категорически против возникновения курдско-арабской федерации, считая ее угрозой своим жизненным интересам. Эта решительная позиция очень раздражает обе курдские группировки. Когда (и если) будет ликвидирована нынешняя ассимиляционная политика, станет ясно, кого сколько в Ираке. Есть интересный прецедент в соседней Болгарии: после того, как пришел конец режиму Живкова, официально "зарегистрированное" турецкое меньшинство в 900 тысяч человек в одночасье превратилось в этнос, насчитывающий 2,4 миллиона... (1)
|